В данной статье предлагаем рассмотреть карьерные автосамосвалы первого и второго поколения. Карьерные автосамосвалы первого поколения создавались по компоновке «кабина за двигателем». Двух- или трехместная кабина мел значительную длину и большую массу.

Карьерные автомобили второго поколения имели компоновку «кабина рядом с двигателем». Расположение кабины рядом с двигателем позволило создавать компактные автомобили со значительно уменьшенными габаритной длиной н снаряженной массой, что способствовало повышению их маневренности.

Например, для автосамосвала БелАЗ-540А с компоновкой по второму варианту но сравнению с самосвалом МАЗ-525, выполненным по первому варианту, длина меньше на 1040 мм, база — на 1230 мм, радиус поворота — на 3600 мм, при этом полная масса самосвала БелАЗ-540А снизилась на 3 т, а грузоподъемность повысилась на 2 т. Однако при втором варианте ограничивается доступ к двигателю с левой стороны в зоне расположения кабины, а также ее ширина.

Расположение кабины в непосредственной близости от двигателя вызывает повышенный шум и вибрацию, а также повышенный тепловой режим в кабине. Расположение кабины над передней осью самосвала увеличивает вибронагруженность рабочего места водителя по сравнению с первым вариантом. Постоянно повышающиеся требования к рабочему месту водителя по уровню шума, вибрации, эргономическим показателям и тепловому режиму привели к созданию автосамосвалов по компоновке «кабина над двигателем».

Вначале по этому варианту были изготовлены автосамосвалы особо большой грузоподъемности, а затем самосвалы большой грузоподъемности (30..50 т). Отсутствие при этой компоновке двигателя сбоку позволяет устанавливать двухместную кабину, имеющую больший объем по сравнению с одноместной, как правило, применяемой при компоновке по второму вариант.

В двухместной кабине созданы лучшие условия для водителя, в ней поддерживается стабильная температура, обеспечивается лучшая вентиляция и отопление, рационально организуется рабочее место в соответствии с эргономическими требованиями, создаются комфортабельные условия, позволяющие установить радиоприемник и рацию, которой оборудуется большинство карьерных самосвалов. Кроме того, второе место в кабине используется инструкторами и специалистами, ведущими наблюдения за показаниями штатных и дополнительных приборов систем автомобиля. Расположение кабины над двигателем позволяет более эффективно защищать ее от вибрационных, звуковых и тепловых излучений, основным источником которых является двигатель.

Однако компоновка самосвала по третьему варианту имеет недостатки. Установка кабины над двигателем увеличивает габаритный размер самосвала по высоте, и этот недостаток проявляется больше по мере уменьшения грузоподъемности самосвала. Увеличение высоты самосвала и установка двухместной кабины вызывает соответствующее повышение его снаряженной массы.